Евреев связывают с Иерусалимом неразрывные узы.
Еврейский народ, изгнанный римлянами с родной земли, никогда не забывал Иерусалима.
Из года в год, из века в век, евреи повторяли "В следующем году в Иерусалиме!"
Иерусалим стал для них симво-
лом их страстного и непреклон-
ного желания вернуться на свою землю.
Именем этого города пророки заклинали народы, о нем с нежностью твердили повседневные молитвы, его воспевали еврейские поэты в самых отдаленных уголках земли.
Сотни синагог, представляющих различные общины и течения в иудаизме и различные этнические группы еврейского народа от Туниса до Афганистана и от Варшавы до Нью-Йорка, действуют в Иерусалиме.
Гора Мория, на которой некогда стоял Храм, и Западная стена, представляю-
щая собой сохранившуюся часть храмового комплекса, всегда, на протяжении всех девятнадцати веков изгнания, притягивали к себе сердца евреев, были средоточением их молитв и сокровенных устремлений.
Могила царя Давида на горе Сион, так же как и древнее кладбище на Масляничной горе, в продолжение столетий служивщее евреям местом захоронения усопщих, в сознании народа оставались самыми дорогими святынями.
Для христиан Иерусалим является местом, где жил, проповедовал, умер и воскрес Иисус.
Церковь подчеркивает значение Иерусалима как града небесного, божественного.
Места, упоминаемые в Новом Завете, где Иисус служил и принял мученическую казнь, на протяжении столетий привлекали пилигримов и паломников.
Основными христианскими святынями являются церковь Гробр Господня, Гефсиманский сад, место Тайной Вечери и Виа Долороза с 14 остановками Крестного пути.
Права различных христаинских церквей на владение либо опеку над святыми местами Иерусалима были установлены в 19-м веке, в то время, когда Иерусалим являлся частью Оттоманской империи. Известные как "Статус кво христианских святых мест в Иерусалиме", эти права оставались в силе при англичанах и признаются и соблюдаются в сегодняшнем Израиле.
Христианское население Иерусалима делится на православных, монофизитов, католиков, униатов, протестантов и др. Подавляющее большинство иерусалимских христиан - за исключением армян, переселившихся сюда из Турции уже в 20-м веке, - являются наследниками древних христианских общин византийского периода.
В соответствии с учением ислама, пророк Муххамад был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим и отсюда вознесся на небо. Мечеть Омара и мечеть Эль-Акса ("Отдаленнейшая мечеть"), обе построены в 7-м веке, окончательно закрепили за Иерусалимом название "Отдаленнейшего места", ранее употребленное в Коране.
Иерусалим является третьим - после Мекки и Медины - святым городом ислама.
Литература прославляет святость Иерусалима - Фадхаил ал-Кудса - как его торжественно называет мусульманский мир.
Первое столкновение Иерусалима с исламом - в 7-м веке - было также его первым столкновением с арабами, которые являлись "апостолами" ислама и под знаменем Пророка создали огромную империю.
Большинство мусульман, проживающих сегодня в Иерусалиме, являются суннитами.
Свобода вероисповедания и охрана святых мест зафиксированы в Декларации независимости Израиля. святые места находятся в ведении соответствующих общин, свободный доступ к ним гарантируется законом.